Одной из центральных проблем, сдерживающих развитие инновационной экономики России, является нарастающий дефицит рабочих и специалистов всех уровней квалификации. Ситуация осложняется тем, что при разработке крупных региональных и амбициозных национальных проектов и программ кадровому обеспечению не уделяется достаточного внимания. Решение проблемы «квалификационного отставания» населения России от потребностей растущей экономики предполагает как повышение конкурентоспособности и практической ориентации интегрированных программ начального и среднего профессионального образования, так и создание в стране адекватной модели непрерывного профессионального образования на базе многофункциональных центров прикладных квалификаций в региональных автономных учреждений СПО.
В основу формирования центра прикладных квалификаций ученые положили ряд принципов.
Концентрация дефицитных высокостоимостных ресурсов от различных собственников (заказчиков кадров) – для воспроизводства квалифицированных рабочих кадров, техников-технологов, предпринимателей и повышения качества рабочей силы. Концентрация ресурсов служит источником конкурентоспособности личности, учреждений СПО, экономики, государства.
Сетевая организация обучения – для расширения доступа к ресурсам, продиктованного выбором образовательной программы, видом профессиональной деятельности, способом обучения и для реализации механизма частно- государственного софинансирования модулей образовательной программы.
Корпоратизация управления – для перехода от директивных к договорным отношениям со всеми субъектами, которые обеспечивают качество прикладных квалификаций (работодатель, обучающийся, учреждение СПО, орган управления). Этот принцип требует, чтобы руководители владели методами бизнес- менеджмента, которые способствуют такому переходу.
Непрерывность профессионального обучения – для того чтобы индивиды имели возможность постоянно адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности, удовлетворять свои образовательные потребности, в том числе связанные с достижением определенного социального статуса. Качество жизни определяется качеством профессионального образования.
Базовая концепция отраслевого многофункционального центра прикладных квалификаций построена на утверждении, что современный человек должен быть включен в непрерывный цикл профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки, тренингов на базе (но не вместо) профессионального образования.
С помощью создания новых структур – многофункциональных центров прикладных квалификаций, нужно восстановить престиж и обучение прикладным квалификациям и привязать их к конкретным технологиям, представленным на рынке.
Стратегические цели этого документа – форсированное наращивание конкурентных преимуществ выпускников учреждений СПО, основанное на повышении качества профобразования, а также трудоустройство подготовленных специалистов и рабочих. Концепция рассматривает квалификации обучающихся как результат совместного вклада трех субъектов: личности, учреждения СПО и отраслевого работодателя (заказчика кадров). Предполагается, что они формируются в большей степени в ходе практики, стажировок и самостоятельного выполнения предпринимательских проектов.
Целью деятельности МЦПК
является обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом актуальных и перспективных потребностей регионального рынка труда, обусловленных задачами технологической модернизации и инновационного развития экономики Самарской области.
Задачи МЦПК:
- кадровое обеспечение потребностей экономики Самарской области путем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- обеспечение трудовой мобильности путем ускоренной подготовки персонала для перехода на новую должность, освоения нового оборудования, смежных профессий и специальностей;
- обеспечение практико-ориентированной подготовки обучающихся по основным профессиональным образовательным программам подготовки;
- организация и реализация сетевого взаимодействия образовательных организаций;
- поддержка профессионального самоопределения граждан путем предоставления соответствующих услуг образовательным организациям и населению, в том числе организация профессиональных проб;
- учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ профессионального обучения и иных реализуемых практико-ориентированных образовательных программ, в том числе разработка, апробация и экспертиза таких программ, дидактических материалов, фондов оценочных средств, технологий обучения и др.
- кадровое обеспечение реализации образовательных программ, направленных на освоение и (или) совершенствование профессиональной квалификации, путем организации курсов повышения квалификации и (или) стажировок на рабочем месте педагогических кадров, отвечающих за освоение обучающимися дисциплин и модулей профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы, дополнительной профессиональной программы или программы профессионального обучения.
Инновационные образовательные программы:
- Техническое обслуживание и диагностика систем и агрегатов автомобиля с использованием современного оборудования
- Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии автомобилей с использованием современного оборудования
- Выполнение сварочных работ с использованием инверторных и микропроцессорных технологий
- Эксплуатация инверторных и микропроцессорных многофункциональных сварочных установок
- Техническая эксплуатация и обслуживание программируемых контроллеров и систем программного управления технологическим оборудованием
- Техническая эксплуатация и диагностика средств автоматизации производства
Материальная база
1. Наименование учебных лабораторий по автоматизации производства:
(корпус «А»)
- «Автоматизация производства» (8 стендов) – каб. № 321
- «Исполнительные электрические машины» (8 стендов) – каб.№ 210
- «Программируемые логические контроллеры» (8 стендов) – каб .№ 301
- «Исполнительные шаговые двигатели» (8 стендов) – каб. № 210
Оборудование установленные в каждой лаборатории по 8 штук (по два ученических посадочных места на стенд) в виде стендовых установок позволяют:
- изучить основы управления шаговыми приводами при различных циклограммах работы, количествах шагов, интенсивностях разгона-торможения и схемах коммутации обмоток;
- изучить бесконтактные датчики-выключатели, аналоговые датчики положения, давления, температуры, триггеры, регистры, счетчики импульсов, операционный усилитель, коммутаторы, цифроаналоговый и аналого-цифровой преобразователь, командоаппараты с жесткой логикой, программируемое реле, автоматические системы автоматизации производства;
- изучить основы программирования контроллеров, их применения в системах автоматизации небольших объектов.
2. Наименование учебных лабораторий по диагностике автомобилей:
(корпус «А»)
- «Изучение устройства и принципов работы, моделирования и устранения неисправностей, диагностирования двигателей» — каб. № 157
- «Диагностика автомобиля» — каб. № 157
- «Диагностика электрооборудования автомобиля» — каб. № 119
(Каждая лаборатория рассчитана на проведение занятий с обучающимися в количестве до 10-12 человек)
Наименование оборудования находящихся в лабораториях:
- Обучающая система с реальными элементами конструкции автомобиля для изучения электрических и электронных цепей, а также мультиплексных сетей современных легковых автомобилей.
- Обучающая система с реальными элементами конструкции автомобиля для изучения устройства и принципов работы, моделирования и устранения неисправностей, диагностирования бензинового двигателя современных легковых автомобилей с распределённым впрыском топлива.
- Обучающая система с реальными элементами конструкции автомобиля для изучения устройства и принципов работы, моделирования и устранения неисправностей, диагностирования турбированного дизельного двигателя современных легковых автомобилей с общей топливной рампой.
- Обучающая система с реальными элементами конструкции автомобиля для изучения устройства и принципов работы, моделирования и устранения неисправностей, диагностирования роботизированной коробки переключения передач.
- Учебный стенд с реальными элементами конструкции автомобиля для изучения устройства и принципов работы, моделирования и устранения неисправностей, диагностирования бензинового двигателя.
- Учебный стенд с реальными элементами конструкции автомобиля для изучения устройства и принципов работы, моделирования и устранения неисправностей, диагностирования дизельного двигателя.
- Учебный стенд с реальными элементами конструкции автомобиля климатической установки автомобиля.
- Учебный стенд системы кондиционирования воздуха автомобиля с имитацией процесса выработки холода.
- Учебный стенд с реальными элементами конструкции автомобиля для изучению устройства, принципа работы и диагностированию систем активной безопасности ABS, ASR, ESP.
- Комплект блоков моделирования неисправностей с набором проводных кабелей.
- Комплект учебных испытательных блоков электроосвещения автомобилей.
- Комплект учебных испытательных блоков для изучения мультиплексажа (система передачи данных в бортовой сети автомобиля).
- Климатическая машина с программным обеспечением и управлением одним хладагентом.
- Диагностический прибор для системы кондиционирования воздуха автомобилей.
- Диагностический сканер для легковых автомобилей с программным обеспечением.
- Диагностический измерительный комплекс для легкового автомобиля.
- Стенд регулировки углов развала — схождения автомобиля (HANTER).
- Стенд для проверки тормозной системы автомобиля.
- Стенд для проверки ходовой части автомобиля.
- Комплекс шиномонтажного оборудования.
- Комплекс оборудования для проверки топливной аппаратуры автомобиля.
Данное оборудование позволяет:
- освоить использование диагностического измерительного комплекса для легковых автомобилей, диагностического прибора для системы кондиционирования воздуха автомобилей, диагностического сканера для легковых автомобилей с программным обеспечением;
- изучить мультиплексаж (система передачи данных в бортовой сети автомобиля),систему электроосвещения автомобиля и климатическую машину с программным обеспечением и управлением одним хладагентом;
- изучить устройство, принцип работы, диагностирование и устранение неисправностей бензинового двигателя с распределенным впрыском топлива, турбированного дизельного двигателя с общей топливной рампой;
- изучить устройство, принцип работы, диагностирование и устранение неисправностей роботизированной коробки переключения передач,электрических и электронных целей, а также мультиплексных сетей современных легковых автомобилей;
- изучить устройство, принцип работы, диагностирование систем активной безопасности ABS, ASR, ESP.
3. Наименование оборудования по изучению программ сварочных технологий:
- «Компьютеризированные малоамперные дуговые тренажеры сварщика» — 4 посадочных мест (корпус «В»)
- «Сварочный полигон»- до 15 обучающихся (корпус «В»)
- «Технология сварочных работ» — 8 обучающихся (корпус «В»)
Данное оборудование позволяет:
- освоить технологию сварочных работ на сварочных полуавтоматах EWM Alpha Q 330 ТКМ с модулем водяного охлаждения с использованием сварочных столов Foerster для сварки стали;
- освоить технологию сварочных работ нааппарате инверторного типа RISANTA САНПА-220, инверторных установках аргонно — дуговой сварки с механизмом подачи холодной и горячей проволоки TWM Tetrix 351 AC/DC AW/FW, аппарат аргонной сварки Brima;
- освоить технологию сварочных работна сварочных аппаратах плазменной сварки Microplasma 50, плазменной резки Hipertherm PWM85 HND SYS 7, 6мс использованием сварочных столов Foerster и EWM и плазменной резки;
- освоить технологию сварочных работ на сварочных аппаратах EWM Tetrix 300 AC/DC, Phoenix 355, Progress Puls, Picotig 200, Pico 180;
- освоить технологию сварочных работ на тракторе-автомате ESAB vjltkm A2 MULTITRAC TWIN SAWC с блоком PEI, комплектом переналадки для сварки двойной проволокой;
- освоить работу машинки для заточки вольфрамовых электродов EWM TGM модель 40230 PORTA и электропечи для сушки электродов ЭПСЭ-10/400.
4. Оборудование кабинета — лаборатории «Информационные технологии»
(корпус «А»)
позволяет:
- освоить приложение Photoshop СS6;
- освоить создание Web – сайта посредством технологий HTML5,CSS3, JavaScript;
- научиться работать в Киностудии WindowsLive;
- освоить основы конфигурирования и программирования информационных баз в платформе 1С Предприятие 8;
- освоить курс машиностроительного черчения в АСКОН Компас-3D LT v12;
- освоить основы компьютерной верстки в приложении MSPublisher 2010.
Места размещения МЦПК:
- Корпус «А» — ГАПОУ СО «ТМК», Южное шоссе, 119
- Корпус «В» — ГАПОУ СО «ТМК», ул. Победы, 7
БУКЛЕТ о МЦПК (формат PDF, 538КБ)